- Аккомпанемент
-
АККОМПАНЕМЕ́НТ (франц. accompagnement, от accompagner — сопровождать) — муз. термин, означающий сопровождение осн. муз. текста. Восприятие А. происходит путем переключения слушательского внимания с рельефных, отчетливо воспринимаемых эл-тов муз. ткани на фоновые, суммарно воспринимаемые. В гомофон. музыке под А. обычно подразумевается инструмент. сопровождение мелодии, исполняемой солистом — певцом либо инструменталистом. Реже встречается вок.-ансамбл. или хор. А. (напр., соотношение солиста-тенора и хора в "Ныне отпущаеши" из "Всенощного бдения" С. Рахманинова). Приемы А. формировались в 17—18 вв. в иск-ве генерал-баса. До кон. 18 в. А. часто не выписывался полностью, структура аккорда обозначалась с помощью цифр под партией баса, а конкретную расшифровку и фактурную обработку делал исполнитель. Постепенно в импровизационной исполнит. практике складывались типовые формулы А.: "бас-аккорд" в бытовой музыке и танц. жанрах; "альбертиевы басы" в академич. жанрах 18 — нач. 19 в.; широкие арпеджио, излюбленные романтиками, и т. д. Выдающиеся мастера всегда стремились к индивидуализации А. (арии Баха, песни Шуберта, Шумана, Брамса, романсы Рахманинова, Шостаковича и др.). В традициях гор. бытового музицирования в России А. — игра по слуху на гитаре, гармони, баяне, балалайке и др. инструментах, сопровождающая пение.
Лит.: Крючков Н. А. Иск-во аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961; Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. Л. 1972.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.